ГлавнаяНовостиТранспортГородБизнесОбществоРаботаНедвижимостьАвтоАфишаОтдыхОбщение
Поиск на портале...

Почётные граждане

Почётные граждане города Екатеринбурга


 
Курочкин Владимир Акимович

Владимир Курочкин, будущий режиссер, актер, народный артист СССР, родился в Астрахани 7 мая 1922 года.
Судьба была щедра к этому человеку, одарив его талантом актера и режиссера в одном из самых сложных театральных жанров - музыкальной комедии.
Владимир Курочкин отдал сцене Свердловского театра музыкальной комедии свою молодость, за семнадцать лет - с 1946 по 1963 годы - сыграв семьдесят ролей. Критики называли его «блистательным мастером острого рисунка роли» и прочили первенство в амплуа комика-буффона. Но сам Владимир Акимович решил иначе. Он стал режиссером.
В 1962 году В.А.Курочкин окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов при ГИТИСе.
С 1963 по 1986 годы был главным режиссером Свердловского театра музыкальной комедии. Он мечтал сделать оперетту интеллигентной. Чтобы добиться этого, нужно было руководить творческим процессом, увлечь своей идеей актеров, либреттистов и композиторов. То было веление времени: зритель 1960-1970-х годов был интеллектуалом. Высшее образование, широкий кругозор, взыскательность. Легкость не значит облегченность, ибо она всегда лазейка для пошлости. Именно от этого и хотел освободить любимый жанр режиссер В.А.Курочкин. Он считал, что самая талантливая музыка самого замечательного композитора не спасет спектакль, если «хромает» либретто. Убеждал: писать надо умнее. И находил авторов, помогал дорабатывать текст, писал сам. Привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Ю.Милютина, В.Мурадели, В.Баснера, Г.Гладкова.
В.А.Курочкин экспериментировал, всегда был в творческом поиске. Поставил сатирический памфлет «5 000 000 франков», созданный на основе неиспользованного киносценария И.Ильфа и Е.Петрова; публицистический по духу «Калифорнийский сувенир», спектакль-диспут «Бородатые мальчики», спектакль «Белые ночи» - музыкальную хронику с подзаголовком «Последние дни Романовых». Языком оперетты рассказал о Великой Отечественной войне в спектакле «Черная береза». Темы эти, кажется, далеки от жанра музыкальной комедии, но на первом этапе своего творческого взлета он стремился именно к расширению тематики и проблематики оперетты.
С его легкой руки сцену театра оперетты завоевал мюзикл. Первый - «Черный дракон» Д.Модуньо и Ю.Уткина - появился на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.
В 1960-1970-е годы свердловский театр не случайно называли «лабораторией советской оперетты». Две трети спектаклей режиссера В.А.Курочкина шли с пометкой на афише «Первое исполнение в России». При нем коллектив театра в 1983 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание академического. Первым среди театров «легкого жанра». Любители оперетты съезжались со всей страны посмотреть, каковы «Девушка с голубыми глазами», «Рыцарь Синяя Борода», «Хэлло, Долли» в постановке В.А.Курочкина, какими находками удивит, потрясет, заворожит. А Владимир Акимович продолжал искать. Завоевав новые тематические пространства и расширив границы жанра, он обратился к отечественной и зарубежной литературной классике, поставив «Свадьбу с генералом» А.П.Чехова и «О, милый друг» по Ги де Мопассану. Позже возродил спектакли «Табачный капитан» В.Щербачева, «Девичий переполох» Ю.Милютина.
В течение десятилетия он не ставил классику оперетты, так как признавался, что его «держало за руку» качество либретто. Действительно, многочисленные режиссерские интерпретации, конъюнктурные правки до неузнаваемости изменили первоначальные варианты многих оперетт. Но В.А.Курочкин обратился к ним лишь тогда, когда убедился, что сможет, сделает, то есть освободит их от многолетних штампов и наслоений и сумеет вдохнуть в них новую жизнь. А потом, буквально в течение двух сезонов, на сцене появились спектакль-концерт «Имре Кальман» и его «Веселая вдова» с новым текстом либретто В.Масса и М.Чарвинского. В изначальном варианте либретто этого спектакля В.А.Курочкин лишь сменил акцент, придав ему иронический оттенок. И старушка «Вдова» помолодела, похорошела и прекрасно вписалась в современность. С тех пор классика прочно заняла подобающее ей место в репертуаре театра: «Фраскита» В.Легара, «Цыган-премьер» и «Графиня Марица» И.Кальмана.
Да, театру повезло с режиссером, но нельзя не заметить, что и В.А.Курочкину повезло с театром. Он начинал не на пустом месте. От предшественника Г.И.Кугушева ему достался «звездный» коллектив. Он сам начинал с такими классиками сцены, как М.Викс, Н.Энгель-Утина, А.Маренич. Ему достались традиции театра, которые он сумел сохранить и приумножить: «чистота помысла», высокое мастерство и чуткое отношение к актеру. Все, кто с ним работал, единодушно утверждают, что он был «актерским режиссером от бога». У Владимира Акимовича было обостренное чутье на таланты. Он не только сохранил коллектив, но и заполнил пустующие ниши, объезжая выпускные спектакли по всей стране, рекрутируя таланты потенциальные, еще не амбициозные, а найдя, пестовал не лелея, совершенствовал не холя.
В глаза и за глаза его называли «папой», что возможно только в дружной семье. Во-первых, по отзывам коллег, он обладал колоссальной внутренней культурой, был безмерно порядочен. Во-вторых, он «брал на себя многое и за многое отвечал, так что актеры верили ему бесконечно». Превращение оперетты в театр-ансамбль - одно из главных достижений В.А.Курочкина, на котором зиждется успех театра. А он был несомненным.
Для музыкально-театрального Свердловска Владимир Акимович был знаковой величиной. Здесь он поставил около пятидесяти спектаклей, выпестовал многих мастеров сцены. Он заведовал кафедрой музыкальной комедии в Уральской государственной консерватории, возглавлял Свердловское отделение Всесоюзного театрального общества.
В 1983 году В.А.Курочкин стал почетным гражданином Свердловска.
В 1980-е годы Владимир Акимович возглавлял Московский театр оперетты. С 1990 по 1997 годы - художественный руководитель и главный режиссер Пермского академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского, где он поставил оперы «Мадам Баттер-фляй» и «Трубадур» (на итальянском языке), «Дон Жуан», «Фауст», «Самсон и Далила» (на французском), «Евгений Онегин», «Скупой рыцарь» и так далее.
29 сентября 2001 года в Перми в его постановке состоялась премьера новой редакции оперы Р. Леонкавалло «Паяцы».


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Почётные граждане

Соседние подразделы:
Телефонный справочник
Краткий телефонный справочник....
Почта
История
Символика
География
Общение на сайте
Работа
Открыть раздел Работа
Недвижимость
Открыть раздел Недвижимость
The LineAct Platform